Информационно-коммуникационная технология

Для начала рассмотрим, для чего применяется компьютер на уроках:

На уроках я использую компьютерные материалы и возможности интерактивной доски:

  •  для подачи материала;
  •  для демонстрации наглядности;
  •  для выполнения разнообразных упражнений по всем видам речевой деятельности;
  • для контроля заданий;
  • для релаксации;
  •  для проектной деятельности;
  • для подведения итогов;

Для обеспечения всех этих видов деятельности я действую поэтапно.

Подача материала на уроке упрощается, он делается более запоминающимся и понятным, если его представить в виде компьютерной презентации, снабженной наглядными материалами. Не будем забывать, что у большинства детей преобладает визуальное восприятие. Поэтому с использованием компьютерной презентации повышается эффективность запоминания предлагаемого материала, концентрируется внимание, повышается интерес к обучению.

Демонстрация наглядности развивает мыслительные процессы, снабжает эмпирическое мышление визуальным образом, делая его более насыщенным, ярким и конкретным.

Для снабжения учебного материала наглядностью, я делаю следующее:

1         Сканирую рисунки, фотографии, картинки, тексты из учебника (использую там, где этого нужно для того, чтобы не было отрыва от материала учебника);

2         Использую наглядность из других источников: Интернет, книги, иллюстрации журналов, газет ... (сканирую, обрабатываю, вставляю в презентации);

3         Использую возможности самих компьютерных программ: анимация, шрифты, вставки, обрезки, цвета … Использование этих возможностей позволяет сделать урок более ярким, визуально насыщенным, обеспечить лучшее восприятие и понимание материала урока, включить в процесс запоминания не только слуховые, но и зрительные центры.

Упражнения. Создание и использование готовых упражнений по всем видам речевой деятельности - следующий этап. Здесь я пошла двумя путями:

  • перенесение упражнений из УМК в компьютерные презентации;
  • создание авторских упражнений в режиме интерактивной доски (это особенно эффективно при обучении младших школьников).

При работе с упражнениями, взятыми из учебника, я предоставляю учащимся выбор - смотреть в учебник или на экран, большинство детей предпочитают компьютерный вариант. Кроме этого, мне, как учителю, удобно объяснять задания к упражнениям, которые также выведены на экран, в этом случае уходит меньше времени на понимание задания, учащиеся быстрее включаются в работу, нет проблем с дисциплиной.

При создании упражнений в режиме интерактивной доски, я таким образом организую работу школьников, чтобы действовал принцип самостоятельного получения знаний. Кроме этого, программа интерактивной доски даёт мне возможность для создания большого количества языковых упражнений, выполняемых в движении, что позволяет говорить об использовании на уроках здоровьесберегающей технологии. Детям предоставляется возможность перетаскивать, вписывать, рисовать, вставлять буквы, слова, картинки, предложения до тех пор, пока они не получат правильный ответ, который затем сравнивают с ответом, заранее приготовленным учителем и спрятанным за компьютерной шторкой (шторку открывают сами дети). Такие виды заданий очень нравятся учащимся, повышают мотивацию к изучению предмета, а также способствуют улучшению качества обучения, т.к. самостоятельно полученные знания ценятся выше и помнятся дольше. Роль учителя при этом становится менее заметной, перестаёт быть лидерской, доминирующей, учитель становится консультантом, равноправным участником учебного процесса.

Тестовые задания. Для контроля понимания пройденного материала я использую разные тестовые задания:

  1. Разнообразные виды контроля заданий по всем видам речевой деятельности (по УМК). Используя упражнения из учебника, я оснащаю их ответами, и после выполнения заданий мы с учащимися сверяем их с электронным вариантом. При этом я зачастую организую проверку таким образом, чтобы дети работали с заданием в режиме интерактивной доски, получая ответ самостоятельно.

Тестовые компьютерные задания (выполняются индивидуально за компьютером). Исходя из потребностей моего предмета – английского языка, я разработала большое количество разнообразных лексико-грамматических тестов. Разнообразие и разноуровневость тестовых заданий позволяют мне использовать тестирование на разных этапах урока. В течение 5-ти лет мною разработаны упражнения-тренажёры по всем разделам грамматики, а также тесты промежуточного и итогового контроля для 5-10-х классов. Большинство тестовых тренажёров снабжены ссылкой на грамматические правила, куда учащийся может обратиться при затруднениях в выполнении тестового задания.

Мною проверено на практике, что регулярное выполнение компьютерного тестирования даёт существенное улучшение качества знания грамматики в среднем 15-25%. Это происходит потому, что действует правило самостоятельного получения знаний, при котором отсутствует контроль со стороны учителя. Компьютер выдаёт оценку сразу же после выполнения тестирования. Наличие компьютерной проверки и оценки полностью исключает участие учителя в оценивании учащихся, что, во-первых, приучает ребенка рассчитывать только на себя, т.е. приучает к самостоятельности, во-вторых, демонстрирует ребенку настоящее качество полученных им знаний, в-третьих, исключает необъективность в оценивании, а вследствие этого, обиду на учителя.

2. Универсальные грамматические презентации. Такие презентации я использую при введении грамматических правил. Компьютерные программы позволяют ярко оформить грамматические материалы, сделать их запоминающимися, что очень удобно и важно для такого вида деятельности.

Релаксация, создание позитивного настроения. АМО. В начале урока, особенно в младших классах, для позитивного эмоционального настроя я применяю активные методы обучения (АМО) прошу ребят выполнить небольшие физические упражнения, зачастую это весёлые песенки с движениями на английском языке. Кроме этого примерно в середине урока для релаксации мы с детьми снова выполняем подобные упражнения на 1-2 минутки. У меня есть подборка видео роликов с английскими песенками, которые я демонстрирую ребятам, и которые им очень нравятся. Кроме того, что у ребят появляется позитивный настрой, они еще и ненавязчиво заучивают популярные детские английские песенки и рифмовки.

Проектная деятельность. Компьютерное оснащение кабинета, даёт возможность моим учащимся для создания и защиты компьютерных проектов, как краткосрочных – во время уроков, так и долгосрочных, презентуемых на итоговых уроках по темам. Эта замечательная возможность позволяет учащимся приобрести такие метапредметные компетенции:

-       самостоятельного приобретения знаний;

-       создания и оформления компьютерной презентации;

-       презентационные навыки;

-   навык публичных выступлений.

Подведение итогов. Для подведения итогов в конце урока я использую несколько оценочных таблиц, выводимых на экране в режиме интерактивной доски.

  1. Таблица настроения: в ней располагаются несколько прилагательных описывающих настроения, рядом с которыми ребята ставят свой значок или пишут своё имя.

Такую таблицу я использую тогда, когда нет возможности выставить оценки, например на вводном уроке, или когда мне важно узнать настроение ребят.

  1. Таблица самооценки: в ней располагаются имена ребят, и в конце урока ребёнок сам выставляет себе оценку, часто цветом. Цветометрия, почему-то больше нравится детям, поэтому мы заранее договариваемся о цвете оценок (красный – 5, жёлтый – 4, синий – 3)

Я редко сама оцениваю детей, скорее корректирую их собственную оценку, поэтому мои учащиеся очень быстро приучаются самостоятельно оценивать свою учебную деятельность и редко завышают оценку. После того, как ребята выставляют оценки, я вношу их в свой электронный журнал.

Внеурочная деятельность.

Во внеурочной деятельности я использую компьютер для создания компьютерных материалов для уроков по интересам, тематических уроков, внеклассных языковых мероприятий, языковых конференций и т.д. Я создала и постоянно пополняю банк компьютерных материалов по внеурочной деятельности. Кроме этого, я постоянно консультирую и помогаю своим учащимся и коллегам при создании компьютерных проектов и выступлений для разных мероприятий.

Медиа уроки.

Я не только сама осваиваю компьютерные программы и применяю компьютерную технологию в своей педагогической деятельности, но и даю открытые медиа уроки, а также делюсь опытом своей работы по созданию поурочного компьютерного сопровождения и использованию на уроках возможностей интерактивной доски с коллегами.

Уже несколько лет я участвую в школьном конкурсе медиа уроков и занимаю призовые места.

 

  1.  

2009

МОУ СОШ №40 Фестиваль Медиа уроков

 

2 место

2

2010

МОУ СОШ №40 Фестиваль Медиа уроков

 

1 место

3

2011

МАОУ СОШ №40 Фестиваль Медиа уроков

Диплом второй степени

2012

МАОУ СОШ №40 Фестиваль Медиа уроков

Диплом первой степени

5

2013

МАОУ СОШ №40 Фестиваль Медиа уроков

Диплом второй степени

 

20.08.14г.  Второй Международный образовательный конкурс «Электронное портфолио: вехи аттестации» Диплом 3 степени.

04.05.2015г. Конкурс профессионального мастерства МАОУ СОШ №40 «Я реализую ФГОС» в номинации «Внеурочное занятие» II место.

20-30.10.2015г. Приняла участие в конкурсе «Всероссийский профессиональный педагогический конкурс IT- уроков» на сайте Педагогическая планета, заняла III место

Кроме этого, я два раза участвовала в конкурсе медиа уроков в ТОИПКРО.

       

2008

ТОИПКРО Фестиваль Медиа уроков

2 место

2009

ТОИПКРО Фестиваль Медиа уроков

2 место

ПОГОДА в Томске