Технология Дебаты

В 2010 году на базе нашей школы я организовала деятельность экспериментальной площадки по теме «Применение технологии «Дебаты» в учебной и внеучебной деятельности при обучении иностранному языку», войдя в состав Сетевой Экспериментальной площадки ТОИПКРО. Этот проект предусматривает Создание условий для формирования и развития всесторонне развитой личности через применение технологии «Дебаты» в учебной и внеучебной деятельности. Информация о проекте и итогах его реализации выложена на сайте МАОУ СОШ №40: http://school-40.tomsk.ru/development/development11/develop11_2

Развитие универсальных учебных действий через использования технологии Дебаты.

А.Г. Асмолов определяет следующие виды универсальных учебных действий:

  1. Личностные
  2. Регулятивные, включая действия саморегуляции
  3. Познавательные, включая   общеучебные и логические
  4. Знаково-символические
  5. Коммуникативные

Накопленный опыт применения технологии «Дебаты» дал мне возможность подвести некоторые итоги и определить, какие компетенции развивает эта технология у моих обучающихся, взяв за ориентир развитие универсальных учебных действий. Для этого мною, при участии психолога координатора нашей экспериментальной площадки, была создана психолого-педагогическая анкета, целью которой было выяснить: чему учат дебаты, какие качества личности и компетенции они развивают, каким образом дебаты помогают реализоваться нашим обучающимся.

Проведя анкетирование среди обучающихся старших классов, и подведя итоги, я получила следующую картину:

1. Личностные УУД. Первый вопрос анкеты общего характера. Какое значение, смысл имеет для меня учение?

Большинство опрошенных ответили, что они учатся для развития способностей к сознательному личностному, профессиональному самоопределению - 66%. Такой ответ вполне понятен, ведь были опрошены учащиеся десятых, одиннадцатых классов.

2. Регулятивные УУД. Чему учат вас дебаты? Для ответа на второй вопрос учащимся было предложено выбрать из списка умения, которые, по их мнению, развивают дебаты. Приобретенные умения расположились таким образом:

75% опрошенных считают, что главное, чему учат дебаты это - умению вести диалог, дискуссию. 66% ребят считают, что, обучаясь дебатам, они учатся отстаивать свои права. 58% обучающихся считают, что приобретают умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание. По 50% получили такие важные умения как - умение действовать и принимать решения в конфликтных и проблемных ситуациях, умение анализировать и интерпретировать разные точки зрения.

3. Знаково-символические УУД. Качества успешного коммуникатора (моделирование). В этом разделе анкеты обучающимся было предложено выбрать какие качества личности развивают дебаты.

Среди наиболее значимых учащиеся выделили такие качества: ответственность, собранность, харизма, креативность, общительность, развитая речь, умение отстаивать свою точку зрения, смелость взять на себя ответственность, уверенность, умение правильно выражать свои мысли.

4. Познавательные УУД. Где вы ищите информацию для дебатов? Умение быстро и грамотно найти информацию из различных источников это универсальное, метапредметное действие, необходимое учащемуся, как для успешного обучения, так и для успешной социализации в современном обществе. Поэтому результаты ответов не вызывают удивления - 75% информации берется из Интернета, 42% из книг, 17% из газет и журналов, у родителей, у учителей.

5. Коммуникативные УУД. Этот раздел анкеты предлагает участникам определить, какие компетенции развивают дебаты.

На первое место опрошенные поставили коммуникативные компетенции - 83%; затем социальные - 75%; аналитические - 58% и познавательные - 25%.

Почему ты занимаешься дебатами? Этот вопрос не вызывает у ребят никаких затруднений и самый первый ответ - потому, что мне интересно! Но в анкете я предложила учащимся и такой вариант: знания технологии дебатов поможет мне успешно социализироваться в обществе, чтобы:

1)      стать конкурентоспособным профессионалом - 67%

2)      стать осознающей себя личностью, социально активной, понимающей свою роль в решении проблем современности - 58%

3)      стать креативным и критически мыслящим, мотивированным к познанию, творчеству и самообразованию - 58%

Выводы, которые можно сделать по результатам данного анкетирования позволяют мне отметить, что в результате обучения и применения технологии «Дебаты» у обучающихся развиваются:

  1. ценностно-смысловая ориентация;
  2. умения действовать со знаково-символическими средствами действия (моделирование);
  3. навыки целеполагания, планирования, прогнозирования и волевой саморегуляции;
  4. навыки работы с информацией;
  5. умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
  6. навыки партнерского взаимодействия и инициативного сотрудничества.

Таким образом, технология «Дебаты» способствует формированию и развитию всех универсальных учебных действий, является актуальной и востребованной обучающимися.

 

Кроме этого смотрите материалы об организации деятельности Дебат Клуба и Турниров Дебатов в разделе Дебаты


ПОГОДА в Томске